Речевая компетенция развивается в процессе общения следующим образом:
- Грамматическая компетенция предполагает приобретение навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. 1 При формировании грамматического строя речи закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения. 1
- Фонетическая компетенция предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка. 12 Также воспитывается фонетическая и орфоэпическая правильность речи, осваиваются средства звуковой выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, ударение). 12
- Диалогическая компетентность предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. 12 Это понимание связного текста, умение отвечать на вопросы, поддерживать и начинать разговор, вести диалог. 12
- Монологическая компетентность предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. 12
- Коммуникативная компетентность предусматривает умение комплексно применять вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, позу и т. д.) способы с целью коммуникации, общения в конкретных социально-бытовых ситуациях, умение ориентироваться в ситуации общения, оценивать его. 1
Исследования учёных показали, что коммуникативные умения развиваются эффективнее при условии включения ребёнка в процесс общения именно в ходе совместной деятельности. 2