Развитие и обучение глухих и слепых имеют свои особенности.
Глухие дети развиваются в том же направлении, что и слышащие: у них формируются возможности практического анализа, сравнения, синтеза. 1 Однако более сложные процессы, требующие высокого уровня обобщения и синтезирования целого, развиваются медленнее. 1 У глухих детей дошкольного возраста без обучения речь не формируется. 1
Слепые младенцы первого полугодия жизни развиваются своеобразно по сравнению со зрячими сверстниками. 1 Трудность организации общения из-за ограничения таких выразительных средств, как взгляд и жест, и меньшая психическая активность приводят к тому, что общение возникает позже, чем у зрячего. 1
Обучение слепоглухих детей осуществляется с использованием книг и учебников с рельефно-точечным тактильным шрифтом (шрифтом Брайля). 3 Общение с окружающими осуществляется с помощью дактильно-контактной речи, для общения также применяют клавишные приборы — телетакторы. 4