Несколько способов развивать языковое чутьё у детей при изучении русского языка:
- Комментированное чтение. spravochnick.ru В процессе знакомства с текстом учитель обращает внимание детей на языковые явления: слова с неясным значением или интересным происхождением, редкие грамматические формы. spravochnick.ru
- Работа со словарями и справочниками. spravochnick.ru Обращение к толковому или этимологическому словарю за справочной информацией расширяет представление о слове, его семантике и происхождении. spravochnick.ru
- Анализ текстов разных стилей. spravochnick.ru Учитель может заранее выделить в таком тексте незнакомые слова, какие-то грамматические формы, примеры постановки знаков препинания и попросить детей объяснить данные явления на основе имеющихся знаний. spravochnick.ru
- Решение лингвистических задач и головоломок. spravochnick.ru Такие задания предполагают поиск нестандартного подхода к речевой ситуации, выявление её закономерностей и свойств. spravochnick.ru
- Знакомство с занимательными языковыми фактами. spravochnick.ru Это могут быть сведения о происхождении слов, этимологические справки, объясняющие их написание, информация о происхождении знаков препинания и прочее. spravochnick.ru
- Задания на группировку языковых явлений. spravochnick.ru Например, объединить слова по частеречному признаку, строению, способу образования, значению и прочее. spravochnick.ru
Также для развития языкового чутья можно использовать приём пропедевтического анализа языковых явлений, когда ученикам предлагают языковые факты, ещё не изученные в полном объёме. xn--d1abbusdciv.xn--p1ai Ещё один приём — поморфемное письмо, при котором ребёнок показывает морфемное строение слова, отделяя морфемы друг от друга черточками. xn--d1abbusdciv.xn--p1ai
Важно учитывать, что каждый ребёнок уникален и развивается в своём темпе. www.maam.ru Необходимо строить процесс обучения, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей ученика. www.maam.ru