Несколько способов развивать языковое чутьё у детей при изучении русского языка:
- Комментированное чтение. 1 В процессе знакомства с текстом учитель обращает внимание детей на языковые явления: слова с неясным значением или интересным происхождением, редкие грамматические формы. 1
- Работа со словарями и справочниками. 1 Обращение к толковому или этимологическому словарю за справочной информацией расширяет представление о слове, его семантике и происхождении. 1
- Анализ текстов разных стилей. 1 Учитель может заранее выделить в таком тексте незнакомые слова, какие-то грамматические формы, примеры постановки знаков препинания и попросить детей объяснить данные явления на основе имеющихся знаний. 1
- Решение лингвистических задач и головоломок. 1 Такие задания предполагают поиск нестандартного подхода к речевой ситуации, выявление её закономерностей и свойств. 1
- Знакомство с занимательными языковыми фактами. 1 Это могут быть сведения о происхождении слов, этимологические справки, объясняющие их написание, информация о происхождении знаков препинания и прочее. 1
- Задания на группировку языковых явлений. 1 Например, объединить слова по частеречному признаку, строению, способу образования, значению и прочее. 1
Также для развития языкового чутья можно использовать приём пропедевтического анализа языковых явлений, когда ученикам предлагают языковые факты, ещё не изученные в полном объёме. 5 Ещё один приём — поморфемное письмо, при котором ребёнок показывает морфемное строение слова, отделяя морфемы друг от друга черточками. 5
Важно учитывать, что каждый ребёнок уникален и развивается в своём темпе. 2 Необходимо строить процесс обучения, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей ученика. 2