Для развития у детей навыка анализа поэтических текстов можно использовать следующие подходы:
- Начать с поиска эмоциональных «полюсов». 1 Это могут быть контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы, противостояние цветов, точек пространства и времени, даже звуковых рядов. 1
- Развивать ассоциативное мышление. 1 Чтение любого текста вызывает множество ассоциаций, позволяющих проследить движение художественной мысли автора, проникнуть в глубину текста. 1 Для этого можно проводить коллективные игры в антонимы, в цепочки ассоциаций. 1
- Обращать внимание на художественные детали. 2 Стоит уделять внимание второстепенным элементам текста, например, синтаксическим особенностям, звуковой организации. 2
- Проводить стилистический анализ. 3 Он помогает уяснить мысли и чувства автора, выраженные в образных словах. 3
- Использовать драматизацию. 3 В процессе неё дети воспроизводят прочитанное в лицах, используя определённые средства выразительности (интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение). 3
- Вводить включение стихотворения в контекст творчества поэта. 5 Это поможет сформировать целостное представление о русской поэзии в динамическом аспекте. 5
Прежде чем приступать к анализу стихотворного текста, стоит освоить основные понятия теории стиха. 5