Для развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста через геометрические фигуры можно использовать следующие упражнения и игры:
- Соединение разноцветных точек. 1 Нужно нарисовать точки в произвольном порядке и попросить ребёнка соединить их. 1
- Повторение рисунка. 1 На доске или листе бумаги изображают несложный рисунок, состоящий из геометрических фигур (например, домик). 1 Ребёнок пробует повторить рисунок за взрослыми поэтапно: сначала квадратик, потом треугольник и т. д.. 1
- Использование конструктора, палочек, кубиков. 1 Нужно построить фигурки и предложить ребёнку сравнить размеры фигур, их устойчивость. 1
- Работа с раскрасками. 1 Следует напоминать малышу, что нужно красить ровно, не выходя за контур фигуры. 1 Это занятие помогает чувствовать размеры предметов. 1
- Рассматривание иллюстраций. 1 Нужно задавать вопросы, например: «Что находится позади дерева? Кто сидит выше — зайчик или ёжик?». 1
- Измерение отрезков. 1 Нужно объяснить ребёнку принцип использования линейки и попросить измерить несколько отрезков, чтобы выяснить, какой из них длиннее (в таком возрасте нужно ограничиться сантиметрами, без миллиметров). 1
- Расположение фигурок. 1 Нужно взять набор фигурок и дать задание — расположить их в определённом порядке (например, от самого большого к наименьшему). 1
Также для развития пространственного мышления через геометрические фигуры можно использовать продуктивную деятельность: рисование, аппликацию, конструирование, ручной труд. 4 В процессе работы с материалом (бумагой, картоном, пластилином) дети моделируют геометрические фигуры и познают их свойства. 4