Для развития навыков построения связного высказывания у детей с разными уровнями речевой подготовки можно использовать следующие методы:
- Чтение. 1 Этот приём помогает развить интерес к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказам и т. п.. 1 После прочтения отрывка из рассказа можно предложить детям использовать его в качестве зачина для придумывания продолжения. 1
- Использование картинок. 2 Рассказ по картинкам облегчает самостоятельный пересказ, поскольку ход рассказа изображён на рисунках, не требуется запоминать всё. 2 Для младшего дошкольного возраста используют поштучные картинки с изображёнными на них предметами. 2
- Составление описательных рассказов. 2 В младшем дошкольном возрасте детей учат делать рассказ-описание по игрушке. 2 Воспитатель задаёт вопросы и направляет рассказчика. 2 Рассматриваются основные опорные слова, по которым ведётся описание: размер игрушки, материал, цвет. 2
- Использование мнемотехники. 25 В основе методики лежит то, что дети в дошкольном возрасте больше опираются на зрительную память, чем на слуховую. 2 Обучение происходит с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц и схем-моделей. 2
- Использование дидактических игр. 5 Дети, играя, обучаются выстраивать свою речь правильно, учатся задавать вопросы и в соответствии с заданным вопросом давать ответ. 5
- Создание речевых ситуаций. 5 Дошкольники учатся договариваться, расспрашивать собеседника, начинать и заканчивать разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения. 5
При выборе методов и приёмов развития связной речи важно учитывать возраст и интересы ребёнка. 3 Также необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности речевого развития каждого ребёнка. 1