Для развития навыка связного устного повествования на русском языке можно использовать следующие приёмы:
- Рассказ по демонстрируемым действиям. 1 Этот приём учит внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории (существительные, прилагательные, глаголы). 1
- Рассказ по демонстрируемым действиям с подключением творческого мышления. 1 Ребёнок должен не только описать демонстрируемые действия, но и придать им эмоциональную окраску, выразить своё отношение к описываемым действиям. 1
- Описание, рассказ по картинке. 1 Этот вид работы развивает умение видеть все детали, ориентироваться в сюжете, задавать вопросы, описывать по памяти, добавлять недостающие детали, находить ошибки в картинке, придумывать сюжеты, подходящие по смыслу к данной картинке. 1
- Составление рассказа по серии картинок. 1 Педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения. 1
- Пересказ. 14 Использование различных приёмов пересказа создаёт мотивационный настрой у ребёнка, рождает желание рассказать. 1
Также для развития связной речи можно использовать обогащение словарного запаса, работу над фразами и предложениями, различные виды выразительного чтения (наизусть, вслух), рассказ о литературном герое, выражение индивидуального отношения к герою и рассказ о писателе на основе ранее изученного материала. 2