Для развития наблюдательности и эстетического восприятия у детей дошкольного возраста можно использовать следующие методы:
- Эмоционально-перцептивный этап. 1 Направлен на развитие положительной эмоциональной реакции на «эстетическое» явление, ситуацию, объект. 1 Для этого можно давать задания, которые помогут детям прожить и осознать основную эмоцию произведения (двигательный, мимический, ритмический способ уподобления). 1
- Аналитико-синтетический этап. 1 С помощью педагога ребёнок учится осознавать целостность и единство формы и содержания воспринимаемого. 1 Для этого можно использовать метод создания художественного контекста (обращение к разным видам искусства) и метод создания композиции (обращение к разным видам художественно-творческой деятельности). 1
- Наблюдения в природе. 2 Во время них нужно учить детей смотреть и видеть, слушать и слышать, замечать необыкновенное в обыкновенном, ориентироваться в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху, шероховатости. 2
- Рассматривание картин. 2 При этом важно обращать внимание не просто на отдельные моменты, но и на средства и способы изображения. 2 Например, чтобы дети увидели на картинке не просто речку или ручей, а услышали, как шумит вода, какие оттенки использовал художник для изображения воды. 2
- Интегрированная художественная деятельность. 5 Она предполагает вовлечение дошкольника в различные виды искусства (живопись, музыка, театр, поэзия). 5
Также можно проводить беседы, чтобы отвечать на вопросы ребёнка, возникающие во время познания окружающего мира. 3 Они помогают научиться отличать прекрасное от безобразного, гармонию от хаоса, возвышенное от низменного. 3