Для развития креативного мышления у подростков в игровых форматах можно использовать, например, такие игры и упражнения:
- «Закончи картинку». 1 Подростку дают лист с несколькими фигурами (кругами, квадратами, треугольниками и т. д.) и предлагают закончить картинку: дорисовать детали, раскрасить цветными карандашами, дать название рисунку. 1
- «Волшебная мозаика». 1 Из картона вырезают 10–15 геометрических фигур разных размеров и предлагают подростку собрать «мозаику»: сложить какое-то интересное изображение из полученных шаблонов. 1
- «В чём сходство?». 1 Подростку называют любой предмет, например, душ. 1 За определённое время он должен назвать как можно больше предметов, похожих на названный по каким-либо свойствам, и объяснить, чем связаны эти два предмета. 1
- «Что это?». 1 Подростку показывают фигуры из картона (например, красный круг, зелёную полоску, жёлтый ромб), а он должен ответить, на что похож этот шаблон. 1
- «Что есть вокруг?». 1 Подростку выбирают определённую букву алфавита, и он за минуту должен назвать как можно больше предметов, начинающихся на эту букву и находящихся в комнате. 1
- «Сочинитель». 1 Подростку дают 3 слова (например, спорт, апельсин, луна). 1 Ему нужно придумать как можно больше предложений, в которых будут логично объединены эти слова. 1
- «Несуществующий предмет». 1 Подростку предлагают за 15–20 минут придумать и нарисовать предмет, которого на самом деле не существует, — новый бытовой прибор, фантастическое животное и т. д.. 1
Такие игры помогают развить воображение и оригинальность, научить находить нестандартные решения задач и выходить за рамки привычных схем мышления. 3 Кроме того, игровая составляющая снижает уровень тревожности, связанной с оценкой результата, что особенно важно в подростковом возрасте. 2