Для развития коммуникативных способностей педагогов можно использовать следующие методы:
- Методы «обмена опытом». 2 Это тренинги, семинары, мастер-классы, конференции, круглые столы и другие методы, где педагоги обсуждают формы работы с детьми, а затем каждый применяет их на практике. 2
- Методы «обратной связи». 2 К ним относятся задавание педагогом открытых вопросов на уроке, анонимное анкетирование, случайный опрос сразу после урока. 2 Такие методы позволяют узнать педагогу свои сильные и слабые стороны, уточнить у слушателей, чего именно не хватает. 2
- Методы «саморазвития». 2 К ним относятся изучение литературы, развивающей общение, просмотр обучающих видео, прохождение электронных курсов, тренировка перед зеркалом и другие. 2 Такие методы дают возможность педагогу сформировать структуру своих коммуникативных компетенций и уже затем наслаивать на них опыт. 2
- Методы «экспертной оценки». 2 Это диктофонная запись, видеозаписи ведения урока, а также привлечение наблюдателей-экспертов в процессе ведения урока. 2 Такие методы помогают педагогу со стороны увидеть коммуникативный процесс ведения урока, определить зоны развития, а порой и существенные ошибки. 2
Также для развития коммуникативных способностей педагогов можно проводить беседы, диспуты, дискуссии, наблюдать за коммуникативным поведением коллег, составлять и решать на их основе проблемные ситуации и задачи коммуникативного характера, анализировать собственные коммуникативные способности. 1