Понимание творческого мышления в трудах Л. С. Выготского развивалось следующим образом:
Ученый считал, что творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое. 2 По его мнению, творческие способности зарождаются в детстве, поэтому он уделял большое внимание проблеме воображения и творчества у детей. 2
Выготский выявил, что базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. 2 Затем идёт процесс переработки этого материала — комбинирование и перекомбинирование. 2 Полный круг будет завершён тогда, когда воображение воплотится во внешних образах. 2
Учёный выделил два типа воображения: пластическое (объективное) и эмоциональное (субъективное). 2 В первом образ строится, главным образом, из материалов внешних впечатлений (то, что человек видит и слышит), а во втором — из элементов, взятых изнутри (мысли и чувства самого человека). 2
Концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на «комбинирующей способности мозга». 4 Отсюда продукты творческой деятельности выступают как «кристаллизованное воображение». 4