Вопросы к Поиску с Алисой
Жанр литературной сказки развивался от прямого использования фольклорных сюжетов к новым художественным формам, где народные основы становились менее очевидными. moluch.ru
Во второй половине XVIII века происходило усвоение, переработка и творческое перевоплощение фольклорной основы. moluch.ru Писатели заимствовали сказочные сюжеты, образы и обороты как непосредственно из фольклора, так и из многочисленных сборников фольклора. moluch.ru Например, первыми литературными сказками в России стали произведения Екатерины II — «Сказка о царевиче Хлоре» (1781) и «Сказка о царевиче Февее» (1782). eprints.tversu.ru
В первой половине XIX столетия трансформация волшебной народной сказки в авторской интерпретации шла в нескольких направлениях, каждое из которых демонстрировало всё большее удаление от фольклорной основы. moluch.ru Появились прозаическая сказка-стилизация, поэтическая сказка-стилизация, сказки-пародии и нефольклорная литературная сказка. moluch.ru
Кульминация развития жанра связана с творчеством А. С. Пушкина. moluch.ru Его художественный поиск был направлен на преодоление архаики фольклорной сказки и использование её возможностей для создания более гибких форм, наполненных новым содержанием. moluch.ru
С творчества А. Погорельского и В. Ф. Одоевского началось создание сказок с авторским сюжетом. moluch.ru В русской литературе это был первый опыт оживления сказки как жанра на литературной основе. moluch.ru
К началу XX века литературная сказка сложилась не просто как самостоятельный литературный жанр, а как метажанр, «старшинство» которого связано с его миромоделирующей функцией. moluch.ru
Во второй половине XX столетия жанр литературной сказки разрастался, образуя обширный диапазон видовых модификаций. moluch.ru Среди них — философско-сатирические и философско-аллегорические (Л. С. Петрушевская), философско-лирические (М. М. Пришвин), приключенческие, социальные (А. Гайдар, Ю. Олеша, Л. Лагин), научно-фантастические (братья Стругацкие, К. Булычёв), игровые (Э. Успенский). moluch.ru