Развитие возрастной психологии как науки стало результатом длительного исторического процесса, в котором переплетались достижения различных областей знаний. 3
В период античности в работах древнегреческих учёных Гераклита, Демокрита, Скрата, Платона, Аристотеля рассматривались условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей. 4 Была сформулирована идея гармоничного психического развития человека. 4
В период Средневековья, с III по XIV век, большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику. 4
В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский) на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учётом индивидуальных особенностей детей и их интересов. 4
В XVII веке Ян Амос Коменский впервые попытался структурировать процесс обучения и воспитания с учётом возрастных особенностей учащихся, что фактически положило начало педагогической психологии. 3
В XIX веке развитие естественных наук позволило взглянуть на психологическое развитие через призму научного метода. 3 Особенно показательна в этом плане работа Чарльза Дарвина, который, изучая поведение своих детей, заложил основы детской психологии и продемонстрировал важность наблюдения за развитием психических функций с самого раннего возраста. 3
В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п.. 5 Детская психология стала восприниматься как нормативная дисциплина, которая описывает достижения детей во время развития. 2
В СССР возрастная психология как преподаваемая дисциплина оформилась в 40-е годы. 5 В 50-е годы прошлого столетия был организован Институт Детства, под руководством учёных-психологов этого института начались системные исследования в области детской психологии, психологии развития человека, что и являлось научной базой для создания курса возрастной психологии. 5