Теория сюжета в русской литературной критике развивалась с использованием терминов, заимствованных у французских историков и теоретиков литературы. dist-tutor.info В частности, термин «сюжет» был введён в обиход представителями французского классицизма, а русская критическая литература использовала его в аналогичном смысле. dist-tutor.info
Некоторые этапы развития теории сюжета в русской литературной критике:
- А. Н. Веселовский положил начало теоретическому изучению сюжета в русском литературоведении. dist-tutor.info В «Поэтике сюжетов» (1897–1906) он дал определение сюжета и мотива как его составляющей. journals.uspu.ru Учёный признавал, что сюжет есть в любом произведении, но характер его разный. journals.uspu.ru
- М. Горький определял сюжет как «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей». journals.uspu.ru Из такого определения вытекало заключение: лирика, в которой нет взаимоотношений людей, истории роста их характеров, должна считаться бессюжетной. journals.uspu.ru
- Л. И. Тимофеев в книге «Стих и проза» (1938) писал: «Непосредственные, данные нам в произведении взаимоотношения людей, показанные в полной цепи событий, называются сюжетом произведения». journals.uspu.ru
- Б. В. Томашевский внёс корректировку в интерпретацию сюжета. raspopin.den-za-dnem.ru Под фабулой он понимал «совокупность событий в их взаимной внутренней связи», а под сюжетом — «художественно построенное распределение событий в произведении». raspopin.den-za-dnem.ru
- М. М. Бахтин считал фабулу и сюжет единым конструктивным элементом произведения. raspopin.den-za-dnem.ru Их возможное соотношение с точки зрения взаимозависимости представлялось ему скорее обратным: именно сюжет как развёртывание произведения даёт возможность «овладеть фабулой». raspopin.den-za-dnem.ru