Теория сюжета в русской литературной критике развивалась с использованием терминов, заимствованных у французских историков и теоретиков литературы. 1 В частности, термин «сюжет» был введён в обиход представителями французского классицизма, а русская критическая литература использовала его в аналогичном смысле. 1
Некоторые этапы развития теории сюжета в русской литературной критике:
- А. Н. Веселовский положил начало теоретическому изучению сюжета в русском литературоведении. 1 В «Поэтике сюжетов» (1897–1906) он дал определение сюжета и мотива как его составляющей. 2 Учёный признавал, что сюжет есть в любом произведении, но характер его разный. 2
- М. Горький определял сюжет как «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей». 2 Из такого определения вытекало заключение: лирика, в которой нет взаимоотношений людей, истории роста их характеров, должна считаться бессюжетной. 2
- Л. И. Тимофеев в книге «Стих и проза» (1938) писал: «Непосредственные, данные нам в произведении взаимоотношения людей, показанные в полной цепи событий, называются сюжетом произведения». 2
- Б. В. Томашевский внёс корректировку в интерпретацию сюжета. 5 Под фабулой он понимал «совокупность событий в их взаимной внутренней связи», а под сюжетом — «художественно построенное распределение событий в произведении». 5
- М. М. Бахтин считал фабулу и сюжет единым конструктивным элементом произведения. 5 Их возможное соотношение с точки зрения взаимозависимости представлялось ему скорее обратным: именно сюжет как развёртывание произведения даёт возможность «овладеть фабулой». 5