Система обозначения альтерации в музыке развивалась следующим образом:
Первоначально понятие альтерации возникло в связи с двояким начертанием звука В, которое встречалось уже в X веке. www.belcanto.ru Круглым знаком обозначалась более низкая нота, прямоугольным — более высокая. www.belcanto.ru dic.academic.ru Долгое время (до конца XVII века) круглый знак был равнозначным вариантом знака «бекар». www.belcanto.ru dic.academic.ru
На рубеже XVII–XVIII веков случайные знаки альтерации стали действовать до конца такта (прежде они сохраняли силу лишь при повторении той же ноты), были введены двойные знаки альтерации. www.belcanto.ru dic.academic.ru
В России в эпоху барокко существовало два способа нотирования альтерированных звуков: заимствованный с Запада и оригинальный, который заключался в применении приёмов, характерных для различных распевов и основанных на них видах полифонии. mus.academy
В XVIII веке в партесную музыку перенесли приёмы нотации, которые сложились в знаменном распеве, других видах монодии и в троестрочии. mus.academy В этой системе модальные бемоли и диезы использовались и при ключе, и как случайные знаки. mus.academy
В музыке XX века альтерация достигла пика развития (например, в произведениях А. Скрябина и И. Стравинского). soundbeat.ru В джазе альтерация стала важнейшим средством создания сложных гармоний. soundbeat.ru
В современной музыке в связи с тенденцией к хроматизации тональной системы выставление ключевых знаков альтерации часто теряет смысл. www.belcanto.ru В додекафонной музыке знаки альтерации обычно ставятся перед каждой альтерируемой нотой (за исключением повторяющихся в пределах такта), двойные знаки не применяются. www.belcanto.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.