Силлабо-тоническая система стихосложения в русской литературе XVIII века развивалась в результате реформы, начатой В. К. Тредиаковским. 23 В 1735 году он издал трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий», в котором описал основы стихосложения и способы его усовершенствования. 2
Тредиаковский предлагал использовать тонический принцип в длинных строках, применял только женскую рифму, а в приоритете у него был исключительно хорей. 2 Реформа была несовершенна: Тредиаковский окончательно не отказался от силлабической системы стихосложения. 2
М. В. Ломоносов продолжил реформу и окончательно установил систему российского стихосложения. 2 В 1739 году он опубликовал трактат «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором утверждал, что необходимо писать стихи сообразуясь с законами русского языка. 23
Ломоносов доказал, что стихотворения на русском языке можно писать не только хореем и ямбом, как предлагал Тредиаковский, но и анапестом, дактилем или сочетая их. 1 Он также показал, что рифмы можно использовать как мужские, так и женские, и дактилические или же чередовать их. 1
Самым важным открытием Ломоносова в русской литературе стало утверждение четырёхстопного ямба. 1 Благодаря усилиям Тредиаковского и Ломоносова силлабо-тоническое стихосложение закрепилось в русской поэзии и почти безраздельно господствовало в ней до конца XIX века. 4