Роль дидактических материалов в процессе образования развивалась в соответствии с изменениями педагогических концепций и подходов.
До XVII века дидактика находилась на донаучном этапе, где преобладали воспитательные традиции и обычаи. 2 Педагогический опыт закреплялся в обрядах, ритуалах, традициях, а также в мифах и устном народном творчестве. 3 Народные методы обучения основывались на устной передаче детям традиционных представлений о мире, природе, космосе, человеке. 3
В начале XIX века немецкий философ, психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт приступил к разработке теории обучения, целью которой стало умственное развитие учащихся, формирование их интеллектуальных умений. 3 Основная роль в обучении отводилась учителю и таким методам преподавания, которые предусматривали систематическую передачу учащимся знаний. 3
В начале XX века традиционная дидактическая система подверглась критике за авторитарность, односторонний интеллектуализм и отрыв от жизни. 3 Американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи предложил реформу школьной системы, главной дидактической целью которой должна стать не передача знаний, а создание условий для развития врождённых способностей детей, обучение на основе их личного опыта. 3
В начале XXI века появилась педоцентрическая концепция, в которой главную роль играет ребёнок и его деятельность. 5 Такой подход базируется на системе педагога Дж. Дьюи, который предложил создать процесс обучения, обращая внимание на интересы и потребности ребёнка, чтобы получение знаний совершалось в виде самопроизвольной деятельности. 5
С середины XX века и до наших дней наблюдается тенденция к созданию и использованию новых дидактических материалов, технических обучающих средств, образовательных и контролирующих программ. 2 В это время дидактику развивали Дж. Дьюи, П.Н. Груздев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В. Занков, М.Н. Скаткин и другие учёные. 2