В период установления и укрепления Османской империи (13–15 вв.) в турецком языке появилась староанатолийская литература, которая представляла собой сплав классических персидского, арабского и тюркского стилей. 1 В поэтических произведениях ощущался конфликт силлабической и силлаботонической метрики, свойственной турецкой народной речевой манере, отражённой в фольклоре, и арабо-персидской метрики аруз, впоследствии в течение шести веков господствовавшей в турецкой поэзии. 1
К середине 15 века простота и ясность стиля ранних турецких поэтов постепенно исчезали, происходил перелом в сторону усложнения стиля, нагромождения искусственных образов, хитроумных эпитетов и сравнений, арабо-персидской лексики. 2
В 15–17 вв. продолжалось освоение классических форм, бесконечно варьировались стандартные приёмы и образы. 1 Например, Хамди Челеби (1449–1503) — автор первой полной «Пятерицы» на турецком. 1
В послеклассический период (1600–1840) в турецкой поэзии отмечался некоторый упадок. 2 Поэты отошли от восхваления верхов и через новые литературные формы с сатирической и дидактической направленностью по-своему пытались руководить жизнью страны. 2
В середине 19 века, во время Танзимата (борьба со старой культурой), начала складываться турецкая литература по образцу западно-европейской. 2 В литературе возникли новые жанры — эпистолярный и драматический, появлялись новые образцы прозы (новелла, исторический, социально-бытовой, приключенческие романы). 2
В 1960-х в турецкой поэзии прослеживались две тенденции: формалистические эксперименты со словами и метром и гражданская лирика, продолжающая демократические традиции. 1
В 1980–2000-х развитие лирики шло от интуитивной постмодернистской рефлексии в произведениях Х. Явуза к намеренной дистанцированности «скриптора» в лирике М. Мунгана и деконструкции в текстах К. Искендера. 3 Для стихотворений Явуза характерны сложный образный язык и развитая система метафор, заимствованных из классической османской поэзии. 3