Концепция читательской грамотности в международных исследованиях PISA развивалась в соответствии с изменениями в обществе и культуре, а также с развитием технологий. 12
Для первого цикла PISA (2000) было разработано исходное определение грамотности чтения на основе консенсуса группы экспертов из стран-участников. 3 Определение сложилось под влиянием современных теорий чтения, исходящих из представления об активной природе чтения, моделей понимания текста и теорий решения читательских задач. 3
Для PISA-2009 концепция была модифицирована: в неё включили электронные тексты, признав растущую роль цифровых текстов в развитии навыков грамотности. 12 Это было первое крупномасштабное международное исследование по оценке электронного чтения. 1
Для цикла 2015 года концепция читательской грамотности, разработанная для PISA-2009, была продолжена, но с учётом изменений в процедурах проведения испытаний. 1 Например, оценка чтения проводилась главным образом на компьютере, что потребовало корректировки формулировок концепции чтения. 1
Для PISA-2018 концепция читательской грамотности была расширена и пересмотрена. 1 Она интегрировала чтение в традиционном смысле и новые формы чтения, которые появились из-за распространения цифровых устройств и цифровых текстов. 1 В концепции сделали акцент на способности находить, сравнивать, сопоставлять и интегрировать информацию из нескольких источников. 4
Таким образом, концепция читательской грамотности в исследованиях PISA адаптировалась к изменениям в характере чтения и передачи информации, а также к потребностям современного общества, где важно умение ориентироваться в большом количестве текстов и использовать их для решения различных задач 145.