Идея активности человеческого разума в немецкой классической философии развивалась в работах таких мыслителей, как Кант, Фихте, Гегель и Фейербах. 13
Иммануил Кант рассматривал познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. 3 Он сделал гносеологию основной философией, предметом которой стала познавательная деятельность субъекта, а также установление законов человеческого разума и определение его границ. 3 Кант показал, что разум имеет свои пределы: категории помогают определить границы познания и те области, которые невозможно понять с помощью чистого разума. 4
Фихте утверждал, что разум — сущность любых проявлений человеческой духовности, а не одна из способностей души. 5 Человек, с точки зрения мыслителя, рационален, его поступки опираются на разум, что отличает его от животных. 5 Фихте настаивал на единстве всего сущего, полагая, что мышление и бытие суть одного целого. 5
Георг Гегель развил философскую систему, акцентирующую внимание на процессе развития и диалектики. 4 В отличие от Канта, который подчёркивал пределы человеческого разума, Гегель считал, что разум способен постигать объективную истину о мире через процесс диалектического развития. 4
Л. Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явлений окружающего мира. 2 Наоборот, согласно Фейербаху, окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. 2 Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. 12