В Средние века, когда в Европе и мусульманских странах доминирующей формой мировоззрения стала религия, тематика учения о познании была связана с вопросами соотношения знания и веры, божественных истин откровения и духовных возможностей человеческого разума. 4
Основной предмет познания в этот период — Бог, поэтому основной проблемой средневековой теории познания было богопознание. 1 Псевдо Дионисий Ареопагит ещё в IV веке выделил три способа богопознания: положительный (выявление тех качеств, которыми Бог обладает), апофатический (через отрицание, то есть перечисление тех качеств, которыми Бог не обладает) и мистический (прямое восприятие Бога посредством соединения души с божественным началом). 1
В период схоластики (XIII–XIV века) формировался плацдарм для поворота к новой познавательной установке. 1 Гносеология Фомы Аквинского опиралась на аристотелевскую последовательность обретения знания с некоторыми добавлениями. 1
Представители поздней схоластики, такие как Уильям Оккам и Дунс Скотт, создали синтез Аристотеля и христианского богословия. 1 Они предложили иную модель реальности, в которой сначала Бог сотворил единичные сущности, а потом в сознании познающего субъекта возникают универсальные образы, которые лишь помогают объединить эти сущности в единые классы для упрощения их изучения и классификации. 1
Важную роль в развитии гносеологии в Средние века играл спор об универсалиях (общих понятиях). 13 Были три пути решения этой проблемы: реализм, концептуализм и номинализм. 1
Реализм признавал реальность лишь общих понятий (универсалий), которые существуют до конкретных вещей в качестве мысли божественного разума. 3 Номинализм, в противоположность реализму, исходил из того, что реально существующими являются лишь конкретные единичные вещи. 3 Концептуализм утверждал, что в Боге присутствуют общие понятия всех вещей, а человек в процессе обретения опыта наделяет классы вещей, объединённые единым свойством, универсальным понятием. 1