Взаимосвязь действия с предметом в раннем возрасте развивается постепенно. 1 Процесс проходит несколько стадий: 1
- Выполнение манипуляций с предметами. 1 Эта стадия охватывает возрастной период 5–6 месяцев. 1 Ребёнок просто манипулирует предметами, не осознавая их реального назначения и функциональной роли. 1 В 7–8 месяцев манипулирование превращается в ориентировочные действия. 1
- Выполнение предметно-специфических действий. 1 Такие действия уже имеют более осознанное значение. 1 Они выполняются для чего-то, то есть являются нацеленными на получение какого-то эффекта от их выполнения. 1 Ребёнок уже начинает осознавать необходимость правильного взаимодействия с тем или иным предметом. 1
- Выполнение предметно-опосредованных действий. 1 Ребёнок уже не просто так выполняет свои действия, а осознаёт, какие инструменты и орудия можно применять для их реализации. 1 Например, он понимает, что зубы нужно чистить зубной щёткой, капать — лопатой, кушать из тарелки. 1
Первоначально ребёнок усваивает только тесную связь предмета с его непосредственным назначением. 1 Он не представляет себе его применение в другом качестве и другом направлении деятельности. 1 Например, ребёнок не представляет, как салфетку можно применить не для вытирания рук, а в качестве половой тряпки. 1
К концу раннего возраста связь действия с предметом становится более свободной. 3 Ребёнок знает, для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому. 3 Он может показать, как выполнять действие, без предмета или, пользуясь неподходящим предметом. 3