Взаимодействие между полушариями мозга в детском возрасте развивается поэтапно. 25
У новорождённых оба полушария развиты одинаково, но в процессе роста одно из них начинает более активное формирование. 3 При нормальном развитии ребёнка полушария начинают совместно работать ближе к 2–3 годам. 3
В период от 3 до 7 лет формируется доминантность полушарий: органов чувств, двигательная, речевая, неречевая и эмоционально-мотивационная. 2
С 7 до 12–15 лет происходит координированная работа двух полушарий при целеполагании, программировании и контроле собственного поведения. 2
На развитие межполушарных связей у детей положительно влияют, например:
- Музыка и танцы. 1 Участие в музыкальных занятиях и танцах помогает развивать синхронизацию движений с музыкой, что стимулирует взаимодействие между музыкальными и двигательными навыками. 1
- Рисование и творчество. 1 Развитие творческих навыков через рисование, лепку или другие формы творчества помогает ребёнку развивать воображение, пространственное восприятие и креативное мышление, вовлекая оба полушария. 1
- Игры на развитие мозга. 1 Игры, направленные на развитие когнитивных навыков, такие как головоломки, конструкторы и игры с логическими заданиями, могут стимулировать оба полушария и способствовать развитию межполушарных связей. 1
- Чтение и рассказывание историй. 1 При этом ребёнок воспринимает текст (левое полушарие) и визуализирует события и образы (правое полушарие). 1
- Физические упражнения. 1 Физическая активность, такая как ползание, ходьба, бег или прыжки, способствует развитию межполушарных связей. 1
Развитие взаимосвязи между полушариями завершается к 14–15 годам. 5 Совершенствование межполушарных взаимосвязей зависит от генетической предрасположенности, воспитания, влияния среды. 5