В процессе обучения восприятие у младших школьников развивается следующим образом: 1
- В первом-втором классе процесс восприятия характеризуется слабой дифференциацией. 1 Дети не всегда могут отличить объекты со сходными признаками, путают их. 1 В усвоении учебного материала наблюдаются ошибки в письме — пропуск, замена букв, что свидетельствует о неразвитости слухового восприятия. 1 Наглядная информация запоминается хорошо, но восприятие лишено интерпретации и истолкования увиденного. 1
- В третьем классе происходит освоение учащимися техники восприятия. 1 Ребёнок учится смотреть, слушать и тактильно воспринимать объекты, делая эти процессы более осознанными, целенаправленными и координированными. 1 При этом наблюдается неравномерное развитие восприятия: одни объекты легко и свободно воспринимаются учащимися, а другие — более трудно. 1 Также происходит снижение потребности в наглядном пояснении словесных объяснений педагога, то есть слуховое восприятие становится более совершенным. 1
- В четвёртом классе наблюдается развитие избирательности восприятия. 1 Учащиеся контролируют своё восприятие, акцентируя внимание на более интересных, значимых для них объектах. 1 Это касается и восприятия учебного материала: оно производится легко и свободно с теми данными, которые чем-то увлекли, зацепили ребёнка. 1 Наглядная информация начинает истолковываться учащимися, объясняться и интерпретироваться. 1
При соответствующем обучении к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие, позволяющее устанавливать связи между элементами воспринимаемого. 2 На этом этапе развития восприятия ребёнок способен не только дать точное, целостное описание изображения (например, картинки), но и дополнить его объяснением изображённого события или явления. 2