В России менеджмент качества развивается следующим образом:
- Широкое распространение стандартов ИСО 9000. 2 Они помогают компаниям поддерживать и развивать системы менеджмента, а также обеспечивать допуск к развитым рынкам сбыта. 1
- Адаптация зарубежного опыта. 4 Руководители российских компаний перенимают опыт зарубежных фирм, учитывая национальную специфику. 24
- Использование различных инструментов. 24 К ним относятся метод «шесть сигм», структурирование функций качества, сбалансированная система показателей, анализ характера и последствий отказов, модели самооценки предприятия, бенчмаркинг и другие. 4
Однако есть и проблемы:
- Формальный подход к сертификации. 5 Многие компании вместо внедрения реальной системы управления и её последующей сертификации предпочитают купить дорогой сертификат, не задумываясь о последствиях для своего бизнеса. 5
- Ограничения компетенций специалистов. 2 Сфера интересов и компетенции российских специалистов по качеству зачастую ограничивается снижением количества дефектов и повышением надёжности изделий, то есть технической составляющей производства. 2
Также, по мнению некоторых экспертов, в стране во многом отсутствуют базовые элементы культуры всеобщего управления качеством (TQM), что мешает эффективному внедрению новых инструментов. 4