Умственная деятельность людей в современном информационном обществе развивается следующим образом:
- Формирование клипового мышления. 23 Это способ адаптации человека к условиям новой информационной среды. 2 Обладатели клипового мышления владеют многими необходимыми навыками и инструментами мышления, но используют их иначе, чем люди традиционной книжной культуры. 2
- Развитие навыков многозадачности. 23 Необходимость ориентировки в постоянно меняющемся информационном пространстве приучила человека к мгновенному и одновременному оперированию разнородными данными. 3
- Формирование новых характеристик мышления. 23 К ним относятся гибкость, подвижность, интенсивность мыслительных операций, высокая скорость обработки информации, оригинальность, оперирование смысловыми единицами любой формы, длины и сложности, высокий уровень обобщённости и опосредованности, выявление связей и закономерностей между предметами и явлениями, построение теоретических моделей. 3
Однако постоянный контакт с цифровыми носителями может оказывать и негативное влияние на умственную деятельность. 1 Перепроизводство информации приводит к психологической перегрузке и синдрому информационной усталости. 3 Также при постоянном контакте с цифровыми носителями у человека может страдать такой компонент когнитивной функции, как память: люди запоминают не непосредственно материал, а то, где его можно найти. 1
Таким образом, развитие умственной деятельности в современном информационном обществе зависит от индивидуальных особенностей человека и его взаимодействия с информационной средой.