Умение читать развивается поэтапно, и каждый ребёнок проходит эти этапы в своём индивидуальном темпе. 2
Для младшего школьника сначала возникает потребность научиться читать, освоить звуковую систему и процесс возникновения из букв слова. 1 После освоения первоначального чтения (грамоты) ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. 1
На среднем этапе обучения акценты смещаются в сторону развития технологий чтения. 1 Чтение всё чаще выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, но чтение вслух заменяется чтением про себя. 1
На старшем этапе чтение становится одним из основных источников получения информации, акцент смещается в сторону активной самостоятельной работы. 1 При этом чтение вслух может использоваться для формирования причинно-следственных связей, логики, аргументации. 1
Начиная с третьего класса школьник становится более опытным читателем. 3 Он может:
Таким образом, по мере развития чтения мотивы усложняются, и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление, появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его, найти главную мысль в научно-популярном тексте и т. д.. 1