Связность письменной речи развивается в процессе специального обучения. 1 В начальной школе школьники учатся не только правильно писать слова и предложения, но и выражать свои мысли в виде коротких связных высказываний. 1
Некоторые способы развития связности письменной речи:
- Работа с различными формами работы. 1 Это могут быть пересказы, сочинения по картине, по аналогии, по плану, творческие рассказы по заданной теме. 1 Такие виды деятельности побуждают ученика не просто называть отдельные объекты и действия, а логически связывать их, выделять главное, соблюдать последовательность. 1
- Использование внешних и внутренних средств связности. 1 К внешним относятся лексико-грамматические средства связи, такие как союзы, вводные слова, местоимения, лексические повторы, логические связки. 1 Внутренние средства связаны с когнитивной организацией высказывания — целенаправленным планированием, логическим развитием темы, структурированием текста по заданной модели. 1
- Развитие умения работать с черновиком. 1 Школьникам важно учиться редактировать собственный текст, находить и устранять логические несоответствия. 1
- Интеграция развития письменной речи с другими предметами и видами деятельности. 1 Например, успешному формированию речевых навыков способствуют уроки литературного чтения, где учащиеся анализируют структуру текста, определяют его основную мысль, находят средства выразительности. 1
- Вовлечение детей в процесс словесного творчества. 5 Это выражается в создании устных сочинений, таких как рассказы, сказки, описания, стихотворения, загадки и небылицы. 5
Развитие связной письменной речи — сложный, но необходимый процесс, который связан не только с обучением грамоте, но и с формированием мышления, коммуникативной компетенции, языковой интуиции. 1