Способность к абстрактному восприятию у детей развивается постепенно, шаг за шагом. 1 Сначала ребёнок осваивает знания через органы чувств: он трогает, видит, слышит, пробует. 1 Сенсорные материалы помогают ему уловить различия в цвете, форме, весе, текстуре. 1 Математические материалы дают возможность буквально «почувствовать» числа, их отношения, законы арифметики. 1
Постепенно конкретные образы уходят на второй план, а на их месте формируется внутренняя модель, позволяющая ребёнку оперировать знаниями без опоры на физические объекты. 1
Некоторые упражнения, которые помогают развить абстрактное мышление у детей:
- Считать вместе с ребёнком предметы, которые его окружают. 24 Это могут быть машины во дворе, тарелки и ложки, листья на ветке, ступеньки лестницы. 2
- Предлагать игры с картами и маршрутами. 24 Например, устроить весёлый квест с подробным маршрутным листом или нарисовать с ребёнком схему комнаты, дома, двора. 4
- Классифицировать предметы по их признакам, учить находить различие и сходство. 24 Например, при уборке комнаты можно раскладывать вещи по какому-то признаку: верхняя полка — красные машинки, нижняя — жёлтые. 2
- Заниматься моделированием. 2 Для построения различных фигур и моделей предметов можно использовать кубики, конструкторы, мозаики, счётный материал, пластилин. 2
- Поощрять решение задач. 2 Например, предлагать головоломки, ребусы, нестандартные задачи по математике. 2
- Играть в ассоциации. 3 Взрослый произносит какое-либо понятие, а дети должны подобрать слова, любым образом с ним связанные. 3