Современная теория коммуникации в условиях цифровизации развивается следующим образом:
- Появляется метафора «сети». 1 М. Кастельс говорит о ней как о новом типе социальных отношений, приходящих на смену иерархическим, где порядок обеспечивается за счёт свободной коммуникации и координации усилий социальных групп. 1
- Акцентируется внимание на взаимодействии человека и интерфейса. 1 Исследователь «новых медиа» Л. Манович постулирует переход от теории медиа к теории софта. 1 В классических формах медиа предстают как однонаправленные медиаторы передачи информации, а в условиях господства новых цифровых форматов реципиент сам вовлечён в её производство и трансляцию. 1
- Смещение фокуса от стратегий к тактикам. 1 Уделяется больше внимания человеку и группам, взаимодействующим с медиаконтентом. 1
- Развитие «активистской школы» понимания медиа и коммуникации. 1 Её представители полагают, что воспринимающий информацию индивид является активным её интерпретатором. 1
Также в условиях цифровизации формируются новые модели и способы коммуникации, позволяющие не только расширять и делать более удобной коммуникацию между людьми, но и расширять сферу коммуникации между человеком и нечеловеческими агентами (вещами, искусственным интеллектом и т. д.). 5