Словесно-логическая память у детей дошкольного возраста развивается следующим образом:
- В раннем возрасте ребёнок повторяет некоторые фразы за близкими взрослыми, не осознавая их. 2 Так формируется механическая память, которая со временем сливается со смысловой. 2 Постепенно ребёнок использует знакомые слова и фразы самостоятельно, осмысливая их. 2
- В старшем дошкольном возрасте ребёнок 5–6 лет свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. 1 При помощи слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. 1 Всё это способствует увеличению объёма запоминаемого материала. 1
- Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6–7 годам представления ребёнка об окружающем начинают систематизироваться. 1 Это облегчает установление между объектами логических, смысловых связей, что также способствует их запоминанию. 1
Для развития словесно-логической памяти у детей дошкольного возраста можно использовать, например, следующие упражнения:
- Игра «Парочки». 5 Взрослый записывает на листке пары слов, связанных между собой по смыслу (вилка — ложка, дуб — дерево). 5 После чего нужно прочитать их ребёнку 3 раза: с интонацией, не торопливо. 5 Через небольшой отрезок времени взрослый называет ребёнку первое слово из пары, а тот в свою очередь называет второе слово из пары. 5
- Упражнение «Запомни — повтори». 5 Взрослый произносит несколько чисел (от 3 до 10, усложняется постепенно) и просит ребёнка повторить. 5 То же самое можно проводить с названием птиц, животных, месяцев, дней недели, словами с автоматизируемым звуком (мишка, Шишка, шапка, уШи, Шаль) и т. д.. 5 Важно, чтобы ребёнок соблюдал предложенную последовательность. 5
- Игра «Сравнилки». 5 Ребёнку предлагают сравнить 2 предмета (муха и бабочка, дерево и куст, волк и собака) и рассказать, чем похожи и чем отличаются. 5 Ребёнок 6–7 лет должен выделять главные признаки предметов. 5
Процесс развития словесно-логической памяти у дошкольников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приёмы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к повторению. 1