Словесно-логическая память у детей дошкольного возраста развивается следующим образом:
- В раннем возрасте ребёнок повторяет некоторые фразы за близкими взрослыми, не осознавая их. dspace.tltsu.ru Так формируется механическая память, которая со временем сливается со смысловой. dspace.tltsu.ru Постепенно ребёнок использует знакомые слова и фразы самостоятельно, осмысливая их. dspace.tltsu.ru
- В старшем дошкольном возрасте ребёнок 5–6 лет свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. kopilkaurokov.ru При помощи слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. kopilkaurokov.ru Всё это способствует увеличению объёма запоминаемого материала. kopilkaurokov.ru
- Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6–7 годам представления ребёнка об окружающем начинают систематизироваться. kopilkaurokov.ru Это облегчает установление между объектами логических, смысловых связей, что также способствует их запоминанию. kopilkaurokov.ru
Для развития словесно-логической памяти у детей дошкольного возраста можно использовать, например, следующие упражнения:
- Игра «Парочки». solncesvet.ru Взрослый записывает на листке пары слов, связанных между собой по смыслу (вилка — ложка, дуб — дерево). solncesvet.ru После чего нужно прочитать их ребёнку 3 раза: с интонацией, не торопливо. solncesvet.ru Через небольшой отрезок времени взрослый называет ребёнку первое слово из пары, а тот в свою очередь называет второе слово из пары. solncesvet.ru
- Упражнение «Запомни — повтори». solncesvet.ru Взрослый произносит несколько чисел (от 3 до 10, усложняется постепенно) и просит ребёнка повторить. solncesvet.ru То же самое можно проводить с названием птиц, животных, месяцев, дней недели, словами с автоматизируемым звуком (мишка, Шишка, шапка, уШи, Шаль) и т. д.. solncesvet.ru Важно, чтобы ребёнок соблюдал предложенную последовательность. solncesvet.ru
- Игра «Сравнилки». solncesvet.ru Ребёнку предлагают сравнить 2 предмета (муха и бабочка, дерево и куст, волк и собака) и рассказать, чем похожи и чем отличаются. solncesvet.ru Ребёнок 6–7 лет должен выделять главные признаки предметов. solncesvet.ru
Процесс развития словесно-логической памяти у дошкольников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приёмы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к повторению. kopilkaurokov.ru