Развитие рефлексии у детей в процессе обучения происходит в несколько этапов: 1
- Формирование коллективной рефлексии. 1 Совпадает с началом школьного возраста. 1 Цель учителя на этом этапе — сформировать учебную деятельность класса. 1
- Формирование групповой рефлексии. 1 Учитель ориентирует свои действия не на отдельных учащихся, а на группу учеников. 1
- Становление индивидуальной рефлексии. 1 В такой форме рефлексия становится основой саморазвития личности. 1
Некоторые умения, которые формируются у детей в начальной школе в процессе развития рефлексии:
- адекватно воспринимать себя; 5
- ставить цель деятельности; 5
- определять результаты деятельности; 5
- соотносить результаты с целью деятельности; 5
- определять наличие ошибок в собственном поведении; 5
- описывать прожитую ситуацию. 5
Несколько факторов, которые способствуют развитию рефлексии у детей в процессе обучения:
- Организация познавательной деятельности. 4 Обучение решению логических задач, моделированию ситуаций, фиксации последовательности действий, необходимости исправлять ошибки в рассуждениях. 4
- Парная или групповая работа. 5 В процессе учебного диалога у учащихся появляется возможность встать на место другого, адекватно воспринимать себя и принять ответственность. 5
- Взаимодействие детей разных возрастных групп. 4 Организованная разновозрастная совместная деятельность развивает учебную мотивацию и познавательные интересы детей, а также способствует адекватной оценки ребёнком своих собственных возможностей. 4