Развитие речевой деятельности человека от лепета к полноценной речи можно условно разделить на несколько этапов: 1
- Доречевой период (0–3 месяца). 1 Появляется «комплекс оживления» — простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, прослеживания взглядом за взрослым. 1 Крик — первая голосовая реакция. 1
- Период появления голосовых реакций (3–6 месяцев). 1 Появляется лепет, ребёнок пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова. 1
- Период начала развития понимания речи (6–10 месяцев). 1 Ребёнок начинает адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. 1 Начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. 1
- Период появления первых слов (10 месяцев — 1 год). 1 Появляются слова-предложения, одно и то же слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. 1 Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. 1
- Преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет). 1 Происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. 1 В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов. 1
- Дошкольный период (от 3 до 7 лет). 2 В этот период развивается навык слухового контроля за собственным произношением звуков, формируется фонематическое восприятие. 2 Увеличивается словарный запас, и к 4–6 годам он достигает 3000–4000. 2
- Школьный период (от 7 до 17 лет). 2 Это этап сознательного усвоения речи. 2 Ребёнок в 7 лет полностью овладевает звуко-буквенным анализом, усваивает грамматические правила построения высказывания. 2 Появляется новый вид речи — письменная речь. 2
Каждый из этапов не имеет строгих и чётких границ, каждый из них плавно переходит в следующий. 2