По Л. С. Выготскому, обучение — движущая сила развития ребёнка, но при этом обучение не тождественно развитию. 13
Некоторые аспекты развития ребёнка с помощью обучения по Выготскому:
- Создание зоны ближайшего развития. 25 Это расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, которые ребёнок решает самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). 2
- Развитие высших психических функций. 1 Они возникают первоначально как форма коллективного поведения ребёнка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребёнка. 1 Например, сначала речь — средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. 1
- Перестройка системной структуры сознания. 13 Вход в сознание возможен только через речь, и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова — обобщению. 13 Формируя обобщение и переводя его на более высокий уровень, обучение способно перестраивать всю систему сознания. 13
- Важность игры. 5 Выготский отмечал, что игра для ребёнка — не просто развлечение, а непосредственный источник развития. 5 Игры помогают изучать свойства предметов, тренировать логическое мышление, память и фантазию. 5
Границы зоны ближайшего развития у каждого ребёнка свои. 5 Они зависят от его возможностей, потребностей (то есть мотивации) и готовности окружения ему помогать. 5 Задача педагога — определить эти границы для каждого ребёнка и планомерно учить его тому, чему он способен научиться. 5