Просодика в дошкольном возрасте развивается вместе с обучением ребёнка говорить. 12 Уже в маленьком возрасте ребёнок начинает произносить односложные слова с определённой интонацией и тембром. 12
Некоторые этапы развития просодики в дошкольном возрасте:
- К концу первого года жизни у ребёнка появляются первые слова, он начинает постепенно усваивать такие элементы просодики, как ударение, мелодику, интенсивность голоса. 4 Темп речи в этом возрасте медленный, так как трудно проговаривать слова и звуковые сочетания. 4 С возрастом темп речи ускоряется. 4
- К концу второго года жизни у ребёнка формируется элементарная фразовая речь. 4 Появляются неплавность речи, паузы, повторы слов и частей слова, выделительное словесное ударение, расширяется частотный диапазон. 4 Дети начинают овладевать интонацией перечисления, соединяющей целые предложения. 4
- С 4 лет фразовая речь ребёнка усложняется. 4 Появляется тип мелодического оформления речи, сходный с типом взрослого, шёпотная речь, сокращаются показатели неплавности речи, пауз и повторов слов. 4 Ребёнок овладевает интонацией повествования по подражанию, намечается темп высказывания. 4
Для развития просодики в дошкольном возрасте используют игровые упражнения, например:
- Развитие ритма и темпа голоса — прочтение одного стишка несколько раз с разной скоростью. 1
- Развитие тембра голоса — звукоподражание животным. 1
- Развитие интонации — произнесение одного слога разными эмоциями (страх, радость, печаль). 1
- Подражание голосу персонажа — повторение диалогов с интонацией, тембром и ритмом персонажей из мультфильмов или сказок. 1
Также для развития просодической стороны речи используют фольклорный материал: потешки, поговорки, скороговорки, загадки, считалки, сказки, былины. 5