Процесс развития познания от обыденного к научному уровню включает следующие этапы:
- Обыденное познание. 24 Носит эмпирический характер, базируется на здравом смысле и обыденном сознании. 23 На базе житейских знаний формируются принципы повседневного поведения людей, строятся их взаимоотношения друг с другом и с окружающей природой. 2 Обыденное познание сводится к констатации фактов и их описанию. 2
- Научное познание. 23 Предполагает понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. 3 Научное познание осуществляет предвидение различных явлений. 3 Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.). 3
Преемственность между обыденным знанием и наукой состоит в том, что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются исправлению, уточнению, замене. 4
От обыденного познания наука отличается систематичностью и последовательностью в процессе поиска новых знаний и упорядочения уже найденного. 4 Каждый следующий шаг в науке опирается на предыдущий, каждое новое открытие становится научной истиной, когда включается в качестве элемента в состав научной теории как наиболее развитой формы рационального знания. 4