Познавательная деятельность человека развивается поэтапно, с изменением ведущих видов деятельности в разные возрастные периоды. 4
В младенчестве (от нуля до одного года) ведущий вид деятельности — эмоциональное общение ребёнка и взрослого. 3
В раннем детстве (от одного до трёх лет) ребёнок занят предметом и действиями с ним, развивается предметно-манипулятивная деятельность. 4
В дошкольном возрасте (от трёх до семи лет) ведущей деятельностью является игра. 4 В игровой деятельности впервые формируется и появляется потребность ребёнка воздействовать на мир. 4 В это время развиваются такие познавательные процессы, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление. 1
В школьные годы подключается развитие волевых качеств, сложных видов мышления, личностных особенностей. 3 В подростковом возрасте развивается абстрактно-логическое мышление благодаря учебным предметам: математике, физике, химии и другим. 3
Ко взрослому периоду жизни психические функции и личностные особенности объединяются друг с другом, становятся сторонами психики. 3
При этом процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого: взрослые познают мир умом, а маленькие дети — эмоциями. 5 Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично, а у детей наоборот: отношение первично, информация вторична. 5