Понимание корней в процессе изучения родного языка развивается через несколько этапов: spravochnick.ru
Подготовительный. spravochnick.ru Ученики наблюдают за составом слова без его членения на морфемы. spravochnick.ru Обращают внимание на группы родственных слов, которые близки по значению (например, лес, лесной, лесник). spravochnick.ru Также учат подбирать слова одной тематической группы, одинаково образованные (пианистка, теннисистка, гитаристка и проч.). spravochnick.ru
Изучение морфем и однокоренных слов путём их сопоставления. spravochnick.ru Ученики знакомятся с классификацией морфем, учатся опознавать и выделять их, формируется представление об общей части ряда однокоренных слов. spravochnick.ru
Осознание роли частей слова в языке. spravochnick.ru Ученики понимают, что части слова — показатели лексического и грамматического значения, «строительный» элемент слов. spravochnick.ru Также осваивают морфемный принцип правописания. spravochnick.ru
Углубление сведений о составе слова и словообразовании. spravochnick.ru Ученики узнают о глагольной основе, системе окончаний, у них формируются первоначальные представления о словообразовательных возможностях русского языка. spravochnick.ru
Для развития понимания корней используют, например, такие приёмы:
Работа со словообразовательными гнёздами. shamil-ahmadullin.ru Анализ групп родственных слов с выделением корней помогает заметить и запомнить типичные чередования. shamil-ahmadullin.ru
Орфографические упражнения. shamil-ahmadullin.ru Задания на правописание слов с чередующимися гласными в корне одновременно закрепляют знания о морфемной структуре. shamil-ahmadullin.ru
Игровые методики. shamil-ahmadullin.ru Например, игра «Собери семью»: нужно найти все родственные слова с определённым корнем и определить, свободный он или связанный. shamil-ahmadullin.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.