Понимание числа у детей развивается на разных этапах обучения: 1
- Первый этап (2–3 года). 1 Основная цель — ознакомление со структурой множества. 1 Основные способы — выделение отдельных элементов в множестве и составление множества из отдельных элементов. 1 Дети сравнивают контрастные множества: много и один. 1
- Второй этап (дочисловой). 1 В этот период дети овладевают счётом на специальных занятиях по математике. 1 Основные способы — накладывание, прикладывание, сравнение. 1 В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, то есть увеличивая, или убирая, то есть уменьшая, множество. 1
- Третий этап (обучение детей пятого года жизни). 1 Основная цель — ознакомить детей с образованием числа. 1 Характерные способы деятельности — сравнение смежных множеств, установление равенства из неравенства (добавили ещё один предмет, и их стало поровну). 1 Результат — итог счёта, обозначенный числом. 1
- Четвёртый этап (осуществляется на шестом году жизни). 1 На этом этапе происходит ознакомление детей с отношениями между числами натурального ряда. 1 Результат — понимание основного принципа натурального ряда: у каждого числа своё место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее — на единицу меньше последующего. 1
- Пятый этап (обучение счёту соотносится с седьмым годом жизни). 1 На этом этапе происходит понимание детьми счёта группами по 2, по 3, по 5. 1 Результат — подведение детей к пониманию десятичной системы счисления. 1
- Шестой этап развития счётной деятельности связан с овладением детьми десятичной системой счисления. 1 Понимают, что десять единиц составляют один десяток. 1 Осознанное понимание детьми десятичной системы происходит в период школьного обучения. 1
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают измерением. 4 От практического сравнения предметов путём измерения переходят к количественной характеристике его путём подсчёта условных мерок. 4 Эта деятельность углубляет представление о числе. 4 Число начинает выступать как отношение целого (измеряемой величины) к части (мере). 4