Развитие педагогического такта у начинающих педагогов происходит в несколько этапов: 1
- Первая ступень. 1 Такт ещё не имеет устойчивости, ему не хватает педагогической эффективности и воспитательной глубины, возникают осложнения в решении сложных педагогических ситуаций. 1 В этом случае педагогу необходима серьёзная работа по самовоспитанию и совершенствованию педагогического мастерства. 1
- Вторая ступень. 1 Значительных нарушений такта не наблюдается, но педагогу не хватает совершенной педагогической техники в работе с учащимися и индивидуализации в обучении. 1
- Третья ступень. 1 Такт становится устойчивым педагогическим умением, что способствует углублению делового общения со школьниками, но ещё имеются трудности в установлении с учащимися психологического контакта. 1
- Четвёртая ступень. 1 Такт сформирован как умственная и нравственная привычка учителя в общении с учениками и становится частью педагогического мастерства учителя, характеризует внутреннюю культуру его личности, имеет глубокую эффективность педагогического воздействия. 1
Для развития педагогического такта у начинающих педагогов рекомендуется:
- Проявлять наблюдательность. 2 Это поможет понять душевное состояние учеников и выделить их индивидуальные особенности, что позволит найти индивидуальный подход к каждому. 2
- Быть внимательным. 2 Важно уметь слушать учеников. 2
- Проявлять доверие. 25 Педагогический такт предусматривает веру в способности учеников. 2
- Развивать выдержку и самообладание. 4 На этих качествах базируется способность педагога управлять не только своим поведением, но и регулировать педагогический процесс. 4
Также важно заниматься самосовершенствованием своей личности: пополнять и расширять специальные и психолого-педагогические знания, совершенствовать методические умения, развивать профессионально значимые качества. 3