Развитие мышления у младших школьников на протяжении начального образования проходит через две основные стадии: 3
- На первой стадии (I–II классы) мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. 3 Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. 1
- К III классу мышление переходит в качественно новую, вторую стадию, требующую от учителя демонстрации связей, существующих между отдельными элементами усваиваемых сведений. 3 К этому моменту дети овладевают родо-видовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, то есть классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. 13 Это значит, что начинает формироваться формально-логическое мышление. 1
В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. 4 У ребёнка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует приёмы анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. 4