Мышление у людей с нарушенным слухом развивается с некоторыми особенностями: 4
- Формирование всех стадий мышления происходит в более поздние сроки. 4 Например, глухие дети позже, чем слышащие, овладевают умением решать наглядно-действенные задачи. 2
- Наблюдается увеличение разрыва в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления по сравнению со слышащими сверстниками. 4
- Возникает стереотипия мышления при решении задач различного вида. 4
- Отставание в развитии мыслительных операций. 4 Например, позже вырабатывается умение выделять общие и специфические признаки объектов. 2
- Отставание в развитии абстракции. 2 Это проявляется в трудностях использования предметов-заместителей и в особенностях усвоения значений слов. 2
- Сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. 5
При этом существуют индивидуальные различия в развитии мышления, которые обусловлены уровнем речевого развития. 14
Чем раньше начинается специальное обучение глухих и слабослышащих детей, тем меньше отличий отмечается в познавательной деятельности. 4 Это способствует сглаживанию различий между детьми с нарушениями слуха и их слышащими сверстниками. 4