Любознательность у дошкольников развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. 2 В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. 2
Некоторые факторы, которые способствуют развитию любознательности:
- Необычное, несовпадающее с прежними представлениями явление. 5 Оно даёт толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности. 5
- Увеличение осмысленности восприятия окружающего мира. 5 Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. 5
- Использование художественного слова, произведений искусств, песен, танцев, народных традиций, обычаев, праздников. 3 Это влияет на умственное развитие ребёнка, на его познавательные интересы, любознательность. 3
- Продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная). 3 Ребёнок должен предвидеть результат произведённых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. 3
Аналитико-синтетическая деятельность в дошкольном возрасте ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов. 1
Некоторые факторы, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности:
- Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания сенсорных признаков животных. 1
- Сравнение исследуемых объектов, выявление у них сходных и отличительных признаков. 1
- Дидактические и подвижные игры. 1 В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об объектах и явлениях природы, у них развиваются память, внимание, наблюдательность, обогащается словарь, активируются разнообразные познавательные процессы. 1