Гармонический оборот от тонического трезвучия к доминанте развивается по следующей схеме: www.studio.starport.ru
- Тоника обеспечивает состояние устойчивости. www.studio.starport.ru Все ступени тонического трезвучия (1-я, 3-я и 5-я) устойчивые. easy-music-learning.ru
- Субдоминанта выводит композицию из устойчивого состояния и предлагает несколько возможных вариантов её развития. www.studio.starport.ru Субдоминанта обладает мягкой неустойчивостью и слабо стремится разрешиться в тонику. www.studio.starport.ru
- Доминанта как бы «притягивает» к себе различные варианты, предложенные ранее субдоминантой, для достижения кульминации в развитии гармонического оборота и направляет его в устойчивое состояние. www.studio.starport.ru
Это обусловлено тем, что в доминанту входят две неустойчивые ступени (VII и II), которые стремятся разрешиться в тонику. www.studio.starport.ru Разрешение доминанты в тонику воспринимается как единственный путь развития композиции. www.studio.starport.ru
Чередование всех трёх функций (тоника, субдоминанта, доминанта) называется функциональным гармоническим оборотом. easy-music-learning.ru