Человеческое познание развивается на протяжении жизни следующим образом: человек воспринимает события, происходящие в реальном мире, отражает их в своём сознании и в результате получает новое знание. 5
Познание начинается с чувственного восприятия внешнего мира. 1 Для этого используются органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). 2 Ощущения отражают отдельные свойства и качества предметов и явлений материального мира. 1 Восприятие — это целостный образ, который формируется не только в результате ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека и его опыта. 1 Высшая форма чувственного познания — представление — даёт возможность перейти к образно-абстрактному мышлению. 1
Рациональное познание строится на способности человека в своей мыслительной деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты, качества. 1 Формы рационального познания — понятия, суждения, умозаключения — это собирательные, абстрактные, умственные образы действительности, с помощью которых и осуществляется отображение и познание мира. 1
Развитие когнитивных способностей идёт от внешнего к внутреннему: с возрастом человек всё меньше использует внешние средства запоминания и внимания и всё больше прибегает к внутренним. 4