Развитие учения о рефлексах изменило понимание нервной деятельности следующим образом:
- И. М. Сеченов трактовал рефлекс как универсальную форму взаимодействия организма со средой. 5 Он показал роль взаимодействия процессов возбуждения и торможения в деятельности мозга и постулировал рефлекторную природу психических процессов. 5
- И. П. Павлов открыл особый класс проявлений работы головного мозга — условные рефлексы. 23 Именно в этих рефлексах закрепляется и реализуется индивидуальный опыт высших живых существ от элементарных поведенческих актов до системы специально человеческих речевых сигналов. 2
- А. А. Ухтомский создал учение о доминанте — одном из общефизиологических принципов, определяющем деятельность нервной системы, согласно которому поведение человека и животных направлено на удовлетворение преобладающей потребности. 3
Таким образом, развитие учения о рефлексах позволило осознать, что нервная система действует как единое целое и выступает как сложное образование. 1