Развитие когнитивных функций в юношеском возрасте влияет на интеллектуальное развитие следующим образом:
- Формируется абстрактно-логическое мышление. 25 Юноши могут размышлять на темы, которые практически недоступны детям более младшего возраста. 2
- Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. 25 Мышление становится более систематическим и критическим. 5
- Возрастает тяга к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. 25
- Развиваются специальные способности, часто связанные с выбираемой профессиональной областью. 24
- Формируется индивидуальный стиль умственной деятельности. 2 Умственное развитие заключается не столько в накоплении определённых умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в этом процессе. 2
- Появляется способность к рефлексии. 24 Собственные мысли, чувства, поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа. 2
Таким образом, развитие когнитивных функций в юношеском возрасте способствует выходу интеллектуального развития на качественно новый уровень, связанный с развитием творческих способностей и предполагающий не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. 24