Для развития языкового чутья у изучающих русский язык можно использовать следующие методы и упражнения:
- Приём «позитивного якорения». 2 Изучаемый языковой факт связывают с положительными эмоциями, имеющими личностную значимость. 2 Например, это могут быть рисунки, созданные учениками, образы из любимых книг или фильмов. 2
- Спеллинг. 2 Учащимся предлагают короткие предложения, которые они должны запомнить, проговорить вслух, а затем воспроизвести по памяти. 2
- Корректурная проба. 2 Учащимся предлагают подчеркнуть в словах только определённую букву, закрасить в словах только окончания (или корни). 2
- Перестановка букв. 2 Трудные для написания слова намеренно искажаются путём перестановки букв, и ученик должен восстановить изначальный облик слова. 2
- Орфографический минимум. 2 Каждый ученик за урок запоминает написание нескольких слов, а затем воспроизводит их по памяти. 2
- Комментированное письмо. 2 Учащиеся записывают текст, объясняя все возможные ошибки, которые можно допустить при его написании. 2
- Этимологический анализ. 3 Позволяет привить интерес обучающихся к урокам русского языка, сделать запоминание более лёгким, расширить словарный запас ученика. 3 Например, можно предложить ученикам выбрать одно слово из списка некоторых изученных и написать короткий рассказ о том, почему это слово так называется и от какого слова (слов) оно произошло. 3
Также для развития языкового чутья можно использовать дидактические игры, например, игру «Верно ли?», этимологические кроссворды. 3