Для развития языкового чутья у изучающих русский язык можно использовать следующие методы и упражнения:
- Приём «позитивного якорения». spravochnick.ru Изучаемый языковой факт связывают с положительными эмоциями, имеющими личностную значимость. spravochnick.ru Например, это могут быть рисунки, созданные учениками, образы из любимых книг или фильмов. spravochnick.ru
- Спеллинг. spravochnick.ru Учащимся предлагают короткие предложения, которые они должны запомнить, проговорить вслух, а затем воспроизвести по памяти. spravochnick.ru
- Корректурная проба. spravochnick.ru Учащимся предлагают подчеркнуть в словах только определённую букву, закрасить в словах только окончания (или корни). spravochnick.ru
- Перестановка букв. spravochnick.ru Трудные для написания слова намеренно искажаются путём перестановки букв, и ученик должен восстановить изначальный облик слова. spravochnick.ru
- Орфографический минимум. spravochnick.ru Каждый ученик за урок запоминает написание нескольких слов, а затем воспроизводит их по памяти. spravochnick.ru
- Комментированное письмо. spravochnick.ru Учащиеся записывают текст, объясняя все возможные ошибки, которые можно допустить при его написании. spravochnick.ru
- Этимологический анализ. urok.1sept.ru Позволяет привить интерес обучающихся к урокам русского языка, сделать запоминание более лёгким, расширить словарный запас ученика. urok.1sept.ru Например, можно предложить ученикам выбрать одно слово из списка некоторых изученных и написать короткий рассказ о том, почему это слово так называется и от какого слова (слов) оно произошло. urok.1sept.ru
Также для развития языкового чутья можно использовать дидактические игры, например, игру «Верно ли?», этимологические кроссворды. urok.1sept.ru