Для развития умения находить языковые средства выразительности в художественной литературе можно использовать следующие методы:
- Систематизация материала. 1 Полезно составить таблицы или опорные схемы, в которых приведены определения и примеры языковых средств выразительности. 1
- Традиционные упражнения. 1 Например, найти изобразительные средства в тексте и выписать их, определить их функцию или значение, подобрать синонимы и антонимы к тропам. 1
- Нетрадиционные упражнения. 1 Например, ввести в текст различные тропы (дети получают на карточках прозаический текст с пропусками), устно закончить строчки стихотворения подходящими по смыслу и рифме тропами, написать сочинение-миниатюру на обозначенную тему, используя изобразительные средства, редактировать текст с точки зрения употребления в нём изобразительных средств. 1
- Работа со словарями. 1 Используя словари, можно организовать работу со словами-синонимами, антонимами, познакомиться с явлением многозначности слова. 1
- Уроки чтения художественных произведений. 1 На таких уроках в процессе чтения и анализа произведений полезно наблюдать за «работой» каждой лексической единицы, каждого речевого оборота в тексте. 1
- Творческие задания. 2 Например, составить кроссворд, проиллюстрировать языковое средство, провести лингвостилистический эксперимент — изменить порядок слов в тексте и показать преимущества авторского варианта. 2