Для развития у ребёнка навыка осмысленного чтения можно использовать следующие приёмы:
- Предварительное чтение. 1 Перед чтением текста можно обсудить ключевые темы и вопросы, которые будут затронуты. 1 Это поможет активизировать предыдущие знания учащихся и подготовит их к восприятию нового материала. 1
- Чтение вслух. 1 Учитель может комментировать содержание, задавать вопросы и предлагать ребятам подумать о различных интерпретациях. 1
- Вопросы высокого порядка. 1 Следует задавать вопросы, требующие от детей глубокого анализа. 1 Например, вместо простого вопроса «Что произошло в тексте?» стоит задать: «Почему, по вашему мнению, персонаж принял такое решение?». 1
- Подведение итогов. 1 После чтения полезно провести обсуждение, в ходе которого дети смогут поделиться своими мыслями и чувствами по поводу прочитанного. 1 Педагог может подытожить основные идеи и темы текста, а также помочь детям сформулировать выводы. 1
- Чтение в парах. 1 Это помогает развивать навыки сотрудничества и критического анализа, так как учащиеся могут обмениваться мнениями и задавать вопросы друг другу. 1
- Использование графиков и схем. 1 Дети могут использовать схемы, ментальные карты или таблицы, чтобы визуализировать информацию. 1 Это помогает структурировать знания и облегчает осмысленное восприятие текста. 1
- Ролевая игра. 1 Включение элементов драматизации и ролевой игры в занятия может помочь детям более глубоко понять персонажей и события. 1
- Личное подключение к тексту. 1 Поощряйте детей делиться личными историями, которые имеют отношение к прочитанному. 1 Это помогает учащимся связать материал с собственным опытом, что способствует более глубокому пониманию. 1
Также можно предложить ребёнку следующие упражнения для развития осмысленного чтения:
- Визуализация текста. 2 Картинки помогают включить в работу оба полушария мозга ребёнка, благодаря чему ему легче понять и запомнить смысл прочитанного. 2
- Составление текста из частей. 2 Нужно взять распечатанный текст и попросить ребёнка прочитать его один-два раза. 2 Затем разрезать текст по абзацам, перемешать и попросить его восстановить текст, последовательно складывая части. 2
- Игра «В учителя». 2 Нужно взять распечатанный текст и предложить ребёнку вычеркнуть из него слова таким образом, чтобы не потерялся основной смысл. 2
- Решение текстовых логических задач. 24 Это поможет ребёнку развить логическое мышление и научиться анализировать прочитанное. 2
- Анализ текста с помощью вопросов. 2 Подобные вопросы помогут ребёнку уловить смысл, выделить главную мысль и легко пересказать прочитанное. 2
Важно выбирать тексты, которые заинтересуют ребёнка, так он с большей охотой выполнит задания к ним. 4